Классификация кукол. Материалы.Технологии #2
Продолжаю конспекты с семинара «Куклы в городе». Семинар проходил в Кунсткамере, в рамках большого музейного проекта «Антропология Петербурга». Надеюсь, в дальнейшем, эта тема сможет воплотиться во что то большее, чем доклад на тему кукол и Петербурга. Это вторая часть, посвящена материалам и технологиям, используемым при изготовлении кукол. Про запекаемые, обжигаемые и самоотвердеваемые материалы.
Материалы.
Их мы поделим на самоотвердеваемые и требующие термической обработки (обжиг/запекание). На фото представлены основные материалы, их еще называют пластики, используемые кукольниками.
Слева в столбике и черная пачка справа — брикеты с лепной массой, слегка различающейся по составу. Тут нет материалов «хуже» или «лучше», только авторские предпочтения. Кому с чем удобнее работать. В черной пачке Паперклей, самый подходящий материал для начинающих. Есть не дорогие пачки маленькой фасовки, можно попробовать и оценить материал. Далее, всем знакомый с детства материал (в том или ином виде) — папьемаше. Выпускается в виде брикета влажной массы и в сухом виде. Разводим водой до нужной консистенции и лепим. Можно сделать папьемаше и своими руками. Замесить в миксере. Только не используёте макулатурные ячейки из под яиц, получается грубоватая масса. Вот полочка в магазине с материалами. Цены прошлогодние.
Вот так выглядит процесс изготовления кукольной головы из запекаемых материалов.
Следующий материал, требующий термической обработки — это фарфор. В этом случае, мы говорим об обжиге. Все, что обжигается на высокие температуры — это «обжиг», все, что в духовке на 130,170-200 градусов — это запекание. Знакомимся с терминологией :). Фарфор может выдерживать температуры больше 1000 градусов, 1350-1410 градусов. Технология производства сложная и дорогая (материалы и обжиг основные затратные части).
Сначала лепится модель из пластилина с учетом усадки материала 30%, делать надо больше в размере. С неё снимается гипсовая форма, в которой потом отливается гипсовая модель, которая называется КАП. Это модель в дальнейшем используется для тиражирования гипсовых форм, т.к. они довольно быстро изнашиваются. Подробно, про свои мучения с чужими фарфоровыми заготовками у меня есть отдельная история, кому интересно, читайте здесь.
Далее в гипсовые формы заливается фарфоровая масса, набирается стенка изделия, сливаются излишки, подвяливается в форме в сушильном шкафу при температуре 60 градусов. Готовую заготовку достают из формы и снимают все технологические излишки массы. На фото ниже приведен процесс отливки из флюмо, он совершенно идентичен, за исключением обжига. Флюмо — это самоотвердеваемый материал, не требующий обжига, только сушки в форме.
Если вас пока пугает сложность работы с фарфором, а куклу фарфоровую хочется ужасно :). Есть выход — создать свою куклу из готовых фарфоровых частей.
На этом пока все, в следующий раз поговорим о текстильных куклах #3
Остались вопросы, найдите меня и спросите 🙂
С удовольствием отвечу!
Добавить комментарий